Управление проектом: планирование, выполнение, контроль. Часть 1: Введение
Cтатья Натальи Желновой предназначена для руководителей проектов, специализирующихся в различных областях. Это – первая часть статьи (всего будет 4 части).
Общие принципы организации проектных работ
Любая деятельность, имеющая результатом некий продукт (или разработанную услугу), обладающий набором уникальных качеств, может быть отнесена к проектной деятельности. Как проект можно рассматривать запуск нового телешоу, покупку и ремонт нового дома, выпуск новой модели автомобиля, разработку и запуск web-сайта компании и множество других видов деятельности, имеющих конечный результат. Этот результат можно оценить с точки зрения суммарных затрат на его получение и качества продукта или услуги, которые мы получили в результате.
Каждый проект выполняется в течение определенного времени (имеет конечную длительность) и имеет определенный, проверяемый результат. При переходе к проектной организации работ важно помнить, что для эффективного проектного управления нельзя ставить перед собой неопределенную цель. Результаты, которые мы хотим получить, должны быть достаточно хорошо определены. В этом состоит главное отличие проектного подхода от научно-исследовательской деятельности: в проектном подходе мы изначально уже достаточно четко представляем себе результат, который мы получим в результате выполнения проекта. Конечно, множество технических деталей и других подробностей еще предстоит выяснить в ходе реализации проекта, но в самом начале проекта мы уже уверены в том, что цель проекта достижима, и кроме того, достаточно ясно представляем себе результат, который мы должны получить, или продукт, который мы должны разработать.
То, что мы должны получить в результате, а также качество этого результата и критерии, по которым мы будем проверять качество, мы определяем заранее, в самом начале проекта или до его начала. В процессе выполнения проекта мы уточняем эти требования.
Выполняя проект, мы заинтересованы получить качественный результат при разумных затратах. Чтобы не получилось так, что в самом начале мы задумывали получить определенный результат с высоким качеством, а в конце проекта оказалось, что мы получаем совсем не то, что хотели, мы разбиваем проект на временные отрезки различной протяженности – этапы, итерации. Для каждого из этих временных отрезков мы определяем требования к результату, которого мы хотим достичь за указанное время.
Этапы проекта связаны с завершением определенного вида работ (проработка требований, проектирование всего продукта или отдельных его подсистем и узлов, производство опытного образца или опытной серии, тестирование полученного образца в лаборатории и приемка результатов, пользовательское тестирование, доработка при необходимости и повторная приемка, подготовка к запуску в производство). Этапы проекта могут иметь длительность несколько месяцев и более.
Итерации – это более короткие промежутки времени, на которые мы ставим перед собой менее глобальные цели. При планировании и определении требований к итерации менеджер проекта прибегает к более детальному определению перечня работ, которые необходимо выполнить.
Общая эффективность проекта и достижение поставленных на каждом временном отрезке целей зависят от того, насколько эффективно организованы три важнейших составляющих реализации проекта: планирование, выполнение иконтроль. Об этом будет рассказываться в следующих разделах статьи.
Автор – Наталья Желнова